Журналист и война.

ХХI век – век развития компьютерных технологий, научного прогресса и доступной спутниковой информации. Но в то же время – это век обострения взаимоотношений между разными странами, вызванный недосказанностью и несогласием идти на уступки.

В современном мире, то там, то тут вспыхивают недопонимания между представителями разных религий и политических убеждений. Такие конфликты называются локальными, и проходят в отдельно взятой стране, а иногда в пределах одного региона. На страже территориальных и политических убеждений каждой страны стоит армия. С помощью мощных орудий и боевой техники с лица Земли стираются города, жизни и судьбы.

На фоне межнациональных конфликтов помимо боевых действий всегда разворачивается информационная война. Радио, телевидение и Интернет пестрят провокационными заголовками, сталкивая людей разных мировоззрений между собой и вызывая всё большую неприязнь. Стараясь не допустить такого и разогнать недосказанность, в каждом военном конфликте принимают участие представители СМИ: журналисты, фотокорреспонденты, телеоператоры.
Работа военного журналиста одна из сложнейших. Здесь нужно объективно описать происходящие события, стараясь не поддаться эмоциональному влиянию. Первый закон о положении военного корреспондента на войне был принят незадолго до Первой мировой войны в 1907 Гаагской конвенцией. С той поры делались некоторые поправки о положении журналиста на территории военных действий, но смысл всё равно сводился к одному: «Журналисты приравниваются к гражданскому населению, пользуются его правами, в том числе правом на защиту, в то же время, попав в плен, корреспонденты приравниваются к военнопленным». Вот и получается двоякое отношение: вроде бы и мирный, но в то же время и вояка.

Военные фотокорреспонденты появились, наверное, сразу же за изобретением фотоаппарата. Меняются места и события, фотокамеры становятся меньше и легче, а качество изображений увеличивается, но цель их работы остаётся одна и та же – объективная оценка происходящего.
Фронтовой фотокорреспондент Иван Александрович Нарциссов, уроженец Липецкого края, прошёл всю Вторую мировую войну с фотоаппаратом наперевес. Корреспондент 9-го танкового корпуса отснявший сотни километров плёнки за четыре года Великой Отечественной войны. Его снимки вошли в пятитомное издание «Великая Отечественная война в фотографиях и кинокадрах». По его фотопленкам можно проследить весь путь боевых действий от битвы под Москвой до Бранденбургских ворот. Он вернулся с войны живым, и в объективе его фотоаппарата застыла история.
Но для современных девчонок и мальчишек – это уже учебник истории, долгая и кровопролитная страница прошлого нашей страны.

В августе 2016 году в городе Углич я участвовала в Х юбилейном «Фотопараде». В рамках работы фестиваля проходило открытие фотовыставок знаменитых современных фотографов. Но к одной из них было приковано особенное внимание. В самом центре города в Арт-Галерее были представлены фотоработы журналиста и фотокорреспондента МИА Россия сегодня» Андрея Стенина «Беженцы». Её открывал мэтр отечественной фотожурналистики Владимир Юрьевич Вяткин, который сам не считает себя военным фоткором, но начиная с 1979 года, через объектив его фотоаппарата пронеслось одиннадцать локальных конфликтов в разных странах.
«Каким был Андрей? Крепкий и надежный профессионал в своей узкой специализации. Молчаливый и малозаметный в редакционной повседневности. Многими так до сих пор и не понятый. Ушел от нас загадкой. Ушел навсегда. Оставив после себя неоценимые фотографии исторической хроники начала ХХI века, значимость которых определит время. Фотографии — документы деяний преступной и бездарной власти против своего же народа, против наших братьев и сестер, общей истории, общих страданий и побед», – говорил Владимир Вяткин.

Российский фотокорреспондент Андрей Стенин специализировался на съёмке массовых военных конфликтов по всему миру: Сирия, сектор Газа, референдум в Крыму, баррикады и палаточные лагеря на Майдане, Египет, Ливия, Киргизия, Турция и Донецк. Так же как и его предшественник, Иван Нарциссов, он оставил после себя, конечно уже не километры плёнки, а тысячи гигабайтов правдивых историй искалеченных судеб. Андрей Стенин погиб 5 августа 2014 года при выполнении редакторского задания на востоке Украины.

Фотографии этих людей разделяет больше полувека. На них запечатлена реальная жизнь реальных людей. По ним можно проследить не только ход боевых сражений, но и жизнь гражданского населения во время военных действий.
Время идёт и всё меняется, но работа военного корреспондента навсегда останется прежней: показать в одном снимке столько боли, чтобы все вокруг задумались и ужаснулись, а стоит ли продолжать кровопролитие…

Елизавета Каймонова.  Медиа-центр «Оранжевый лис»


© 2020 ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ