На горизонте финиш

Are you ready, старшеклассники? Готовы? Если вы, вдруг, забыли, до ЕГЭ осталось меньше двух месяцев. И я, как никто другой, сейчас понимаю и слышу ваше волнение и «мозговой хаос», ведь этот жизненный этап настиг и меня. Порою хочется взять и спрятаться куда-нибудь в шкаф, как в детстве, но так вышло, что оно убежало от меня, от всех нас, в шкафу теперь тесно. Поэтому берём волю в кулак и смотрим в глаза опасности, в глаза ЕГЭ. Какое оно? Вредное или безобидное, доброе или злое? Недавно я заметила, что в таком большом потоке информации, в бесконечном и всеобъемлющем социальном пространстве, будь то телевидение, интернет или печатные СМИ, нет комментариев самих школьников об экзаменах, о ЕГЭ, о современном образовании. Дети, подростки или по-красивому, юноши и девушки, сейчас так устроены, что вполне могут обосновать своё суждение, привести аргументы, факты, продумать до тонкостей свою позицию, отношение к любому вопросу (кстати, за это как раз и надо отдать должное ЕГЭ). Да, экзамен неоднократно подвергался критике со стороны учителей, педагогов, психологов или учёных, но о детях почему-то немного забывают. А ведь ЕГЭ — это про школьников, а не про докторов наук. Цель нашего с вами разговора сегодня — не осудить школьное образование, а узнать об отношении таких же ребят, как Вы и я, к Единому Государственному Экзамену, раскрыть все его плюсы и минусы, понять, что ЕГЭ — не самый страшный период жизни и просто вздохнуть (а потом пойти прорешать вариант по русскому языку, на всякий случай).

Простой вопрос: ЕГЭ — хорошо или плохо?
Не буду лукавить! Грубых ответов, «бомбёжки» было много. Эмоциональное состояние ребят варьируется от «на грани» и «на грани» срыва, то есть вообще не смещается, ведь до ЕГЭ считанные дни. Но среди кучи осуждений или хвалений, можно выделить объективные, аргументированные и чёткие мнения. Мною была замечена закономерность: если ученик представитель гуманитарного класса, то о ЕГЭ не много положительных отзывов, если же школьник — химик, математик или физик, то ЕГЭ- очень неплохой выход из положения, «лучше, чем что-то другое». Итак… Поехали!

«Начнем с хорошего: школьники хотя бы примерно знают что их ждет на экзамене (определённый блок тем, который проверяется конкретными заданиями, их формулировка и формат) — это значит, что к такому экзамену несложно подготовиться, «натренироваться», выполнение некоторых заданий вообще довести до автоматизма. Но есть и обратная сторона медали. Может ли такая система в полной мере оценить знания, которые ребёнок получил в школе? Сильно в этом сомневаюсь… И скорее всего все те знания вскоре забудутся. В итоге школьное образование обесценивается, ведь в конце концов оно сводится лишь к подготовке к «экзамену», приобретению знаний, которые не пригодятся им в получении дальнейшего образования.

Получается, что мы учимся 11 лет, просто для того чтобы нас могли выстроить в ряд по результатам полученным на ЕГЭ, а затем начать обучение в ВУЗе с чистого листа.

Я никогда не думала над тем, какую систему проверки знаний можно предложить взамен ЕГЭ, но то, что необходимо срочно искать замену — очевидно» — делится одиннадцатиклассница Лера.

На своих законных правах старшеклассницы к комментарию выше могу добавить несколько плюсов и минусов. «+»: Благодаря равным экзаменам у каждого есть возможность попасть в ВУЗ мечты. ЕГЭ — это выбор тех экзаменов, к которым у ученика есть склонности: ребёнок с математическим складом ума может выбирать физику и математику, с гуманитарным складом — литературу, историю или иностранные языки. И то, что ребята могут направлять силы на изучение выбранных предметов — немаловажно в социализации личности. «-»: «Штамповое» мышление. Из-за чётко отработанных, однообразных структур, схем написания ЕГЭ, и мысли, и фантазия ребят превращается в один большой штамп. И все их суждения сводятся к такой схеме «егэшных» сочинений: «Таким образом, на основе всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что данная тема является…» — сколько канцеляризма в одном предложении, сколько пустоты. Кажется, совсем скоро наш большой яркий мир превратится в Единое Государство из романа Евгения Замятина «Мы»: с Единым распорядком дня, Единым правилом жизни и полным отсутствием чувств и фантазии. Но всё бы ничего, если не бесконечная загруженность, о которой подробнее расскажет одиннадцатиклассница Виктория:

«Я замечаю, как меня угнетает вся эта подготовка. Постоянные мысли о будущем, страх оказаться там, на экзамене, где мне попадётся вопрос, ответ на который я не знаю. И я представляю, как это будет сложно для меня, принять тот факт, что этот неправильный ответ сильно снизит мой балл. Когда я даю себе время отдохнуть, корю себя за это. И все чувства притупляются, потому что сил уже нет повторять одни и те же действия каждый день, ходить от репетитора к репетитору, спешить все время. А потом разгружать мозг комедиями и «беременна в 16». Сижу, зубрю задания, но всё это проваливается в пустоту, так как у меня нет задачи выучить, запомнить, а есть задача — подготовиться к ЕГЭ. Но если посидеть, подумать, то это единственный вариант, чтобы достичь личных целей. Хорошие результаты могут помочь мне осуществить будущие мечты».

Очень часто от старшего поколения можно слышать негативные комментарии в сторону современного образования, традиционное: «раньше было лучше». Мой педагог по музыке один раз сказал: «Мы учились меньше, чем вы, уставали меньше, но были сильнее во всём». Что это? ЕГЭ или новые подходы к обучению? Спросим у тех же старшеклассников.
«Я безусловно поддерживаю эту точку зрения. Старшее поколение, на мой взгляд, было, в первую очередь, намного трудолюбивое и собраннее, учеников не отвлекали телефоны, компьютерные игры и соц сети, в которые уже давно перешло почти ВСЁ обучение. Учителя так же трудолюбиво и добросовестно выполняли свою работу, это было дело долга или чести, если так можно выразиться» — делится с нами Полина, а старшеклассник Андрей дополняет: «Раньше у учителей была цель научить, а сейчас — подготовить к ЕГЭ. Но есть очень большой плюс — выбор Нужного предмета».

Нужно или нет менять систему образования в нашей стране — решать не нам. Но школьники и образование, согласитесь, это единое нерушимое целое (логично очень). Ребятам важно знать, что их слушают, слышат и поддерживают. Поэтому команда журнала «Ёж» и Липецкие школьники разобрались в пользе и вреде ЕГЭ. Но забыли самое главное: что же теперь после этого разбора делать? Ни в коем случае не волноваться, не уставать до изнеможения. Всё получится, ВСЕГДА У ВСЕХ получалось. И конечно, надо учиться. Сейчас в интернете есть сотни площадок, сайтов по подготовке к любому экзамену или уроку («Умскул», «Сотка», «Парта» и ещё сотни миллионов обучающих школ), да и об учителях тоже забывать не надо, они всегда помогут.

Пока Вы это читали, прошло около пятя минут. Сколько можно было выучить теории по русскому или обществознанию за это время. Поэтому, ноги в руки и бегом, вперёд за мечтой и за ста баллами!

Автор Евгения Козлова.Медиа-центр «Оранжевый лис»