Модерн по-елецки

Героями газет еженедельно становятся разные события, люди и коллективы. Через несколько дней полосы занимают новые персонажи, старые же отправляются в архив. Однако им есть, что сказать с пожелтевших страниц и через десятилетия.

Театр танца «Эльта» был образован Ириной Олеговной Можиной в далёких восьмидесятых прошлого столетия. Именно она развивает в Ельце танцевальный стиль модерн. В копилке коллектива более тридцати гран-при, уважение знаменитых хореографов, много последователей. Куда бы они ни ездили, обязательно возвращаются с наградой. Многие выпускники «Эльты» стали хореографами, создали свои студии. Однако коллектив не собирается останавливаться на достигнутом.

Недавно в театре танца произошёл раскол: большая часть старшей группы ушла из «Эльты», но балетмейстер не расстраивается: ставит новые танцы, покоряет высоты. В 2018 году коллектив празднует свой тридцать четвертый день рождения. Каждый прожитый год- это успехи, награды, достижения и новые материалы об «Эльте» в местной газете «Красное знамя».

В 1991 театр танца вышел из тени и впервые появился на телеэкранах страны в телепередаче «Утренняя звезда». Потом понеслись конкурсы, поездки, выступления, постановки, победы и гран-при. Сегодня пришло время вместе с руководителем и балетмейстером «Эльты» Ириной Олеговной перечитать прошлые газетные сводки о коллективе и сравнить с настоящим. Узнать, что изменилось.

-У каждого коллектива есть характер. Какой он- театр танца «Эльта»?
Театр танца сложно описать словами. Он громкий, но иногда ведет себя тихо-тихо, капризный и упрямый, словно маленький ребенок. Добрый, красивый, как девушка в своём лучшем наряде, непосредственный и сильный. Несмотря ни на что для меня он- самый дорогой и талантливый.

-Давайте перенесемся на тридцать три года назад. Как все начиналось?
Начиналось, все просто. С самого детства я плясала везде: в школе, на даче, во дворе, спортшколе и в институте. Приехав в родной Елец, создала студию современного танца под названием «Эльта» при Городском дворце культуры и полностью растворилась в любимом деле. Настоящая профессия- та, которая не позволяет человеку врать самому себе. Так началась жизнь студии.

-Почему ваш коллектив танцует именно в стиле модерн?
Первое крещение театру танца «Эльта» дал Евгений Панфилов- хореограф, создатель труппы «Балет Евгения Панфилова». В 1999 году российский хореограф, увидев миниатюру «Глаз», сказал, что это- чистой воды модерн- современная хореография. Тогда-то мы стали осознанно работать в этом стиле, развивать его. Позже Панфилов предложил сделать совместный спектакль «Пороги вниз».

-В 1999 году елецкая газета «Красное знамя» напечатала материал «Что расскажет птица о пространстве?» о подающим надежды танцоре- Олеге Оналбаеве. Поведайте о нем.
Олег Оналбаев- большая загадка даже для меня. Несмотря на открытость на сцене, он часто уходил в себя. Об этом исполнителе можно говорить долго! Олег начал танцевать в тринадцать-четырнадцать лет, до этого внимательно наблюдал за работой «Эльты». В Семнадцать лет- выступил с первым сольным номером, после поступление в ЕГУ. Студентом выступал за университет, получил награду «Лучший танцор ВУЗов России» на «Всероссийском конкурсе Студенчества» в Самаре. После выпуска из высшего учебного заведения один год работал учителем математики в школе, а потом в Елецком университете. Именно Олег является идейным вдохновителем многих постановок, соавтором спектаклей «Пороги вниз», «Глаз». После окончания номеров Оналбаеву аплодировали стоя, что очень важно для артиста. Этот талантливый и яркий человек- «Синяя птица» коллектива.

-Что с ним стало сейчас? Поставил ли он свою постановку в стиле модерн, как мечтал, или открыл свою студию?
В 2007 году Олег уехал в Москву, где получил второе высшее образование в Московском государственном техническом университете им Н.Э. Баумана. Сейчас он работает главным программистом и с хореографией уже на Вы. Несмотря на жизнь в другом городе, старается не пропускать наших спектаклей.

— Есть ли у вас передовые танцоры, без которых не обходятся выступления? Кто они, солисты нашего времени?
Даже если выступающий, стоял в десятой линии и исполнял лишь пару па, он достоин называться солистом. Хотелось бы рассказать обо всех танцорах театра танца, однако нам просто не хватит времени для описания каждого. Кажется, что только вчера честь театра танца защищали такие люди, как Кристина Можина, Марина Микушова, Стас Романов и Андрей Кислых, как им на смену уже подоспело новое поколение. В наше время солируют красавицы и умницы: Вика Богачева, Даша Оборотова, Алиса Баркина, Юля Семенихина. Также в центре внимания зрителей находятся Ангелина Горяйнова, Настя Волкова, Артем Глазков и Вика Киселева. Ни один концерт не обходится без Геннадия Фаустова- солиста с пятнадцатилетним стажем.

-Какой он- Геннадий Фаустов?
Геннадий- многогранная личность, философ и психолог, интересный, талантливый танцор. В нем всего много. В театр танца он пришел, будучи студентом. Посмотрел наше выступление и решил, что хочет так же танцевать. Начало его творческого пути можно было увидеть в миниатюрах «Моя цыганская», «Доченьки» и «Не отрекаются любя». Его первый сольный дебют состоялся в спектакле «Стык». Сейчас Геннадий Фаустов работает учителем физики и математики. Несмотря на сложную работу, с танцами и репетициями не расстается.

-Вы помните 2000 год? Что было особенного в то время?
Для читателей «Красного знамени» он запомнился материалом об интересной и талантливой «Эльте».
Начало нового века закружило нас в быстром танце: конкурсы, фестивали, победы и свершения. Коллектив из танцоров превратился в путешественников. С фестиваля-конкурса «Надежды Европы», проходившего в Сочи, мы привезли уйму наград и впечатлений. Спектакль «Пороги» завоевал первые премии за балетмейстерскую хореографию и в номинации «Модерн», а лучшим солистом года был признан Олег Оналбаев. Позже елецкий коллектив начал подготовку к масштабным мероприятиям: Международному фестивалю -платформе «Российское отделение Всемирного союза танца — Европа», Международному конкурсу, который должен был пройти в Италии. В 2001 году получили на этом соревновании «ГРАН- При Италии-2001» и забрали премию за балетмейстерскую работу. Свершился прорыв театра танца «Эльта». С тех пор мы и живем в ритме 2000 года. Спасибо тем танцорам, фотографам, друзьям, которые верили в нас, сотрудничали, помогали развиваться и достигать целей!

-К началу нового века театр танца от эстрадных, забавных номеров вырос до балета в стиле модерн. Как у вас получилось уйти от статуса самодеятельности, заслужить особое отношение власти?

После конкурса в Италии нас заметили, теперь мы выступали наравне с великими танцорами. Для «Эльты» открылись многие двери, знаменитые площадки России, такие как Театр Оперы и балета в Волгограде, Концертный Зал им. Чайковского, Концертный Зал «Россия». Нас ждали выступления с профессиональными труппами, балетмейстерами за границей. Елецкий коллектив стоял на одной сцене с хореографами Эмио Греко, французским Жозе Монтальво, Дэвид Хернандес из США, Аманда Миллер из Германии, с Санкт-Петербургским театром танца А. Кукина и многими другими метрами танцевального искусства. Великие сцены, великие балетмейстеры и невероятно огромная работа «Эльты».

-Назовите три важнейших события за все время существования театра танца.

1991год- первый триумф коллектива: появление на шоу «Утренняя звезда». 1999- Европейский фестиваль-платформа современного танца- Россия. Знаменитые сцены, великие люди и маленький Елец наравне с ними. 2007 год- Первая Золотая медаль «Международных Дельфийских Игр», которые проходили в Волгограде. В соревнованиях приняло участие около трех тысяч танцоров. Это была достойная победа. На Гала-концерте и награждении зал весь номер аплодировал, стоя. Такое невозможно забыть!

-Бывало так, что ваши концерты срывались, и почему?
Нас всегда ждут. На концерты собираются полные залы. Но даже если бы перед нами сидел лишь один зритель, мы бы выступали, потому что он пришёл посмотреть именно на нас.

-Куда успели съездить в новом году?
В конце февраля этого года мы успели получить Гран-При на конкурсе-фестивале миниатюр при ГИТИСЕ и привезти его в Елец. Также успели съездить в Москву на Детско-юношеский конкурс-фестиваль «Дорога к Солнцу 2018». На этот праздник танца мы отправились вместе: старшая и младшая группа. Те, кто поменьше, впервые участвовали в таком масштабном конкурсе. Работы, представленные на суд жури получили высшую оценку- «Гран-при». Количество наших наград растёт в геометрической прогрессии.

-Ирина Олеговна, только что мы побывали в прошлом, а каким вы видите коллектив в будущем?
Во-первых, счастливым. Счастье- такая же цель, к которой нужно стремиться, растить это чувство, создавать подходящие условия. Во-вторых, идущим только вперед. Я уверена, что театр танца продолжит развивать современный танец, поднимет уже существующую композицию на более высокий качественный уровень, создаст новую лексику. На данный момент коллектив- один из пластов, помогающий развивать себя, полюбить танец и идти дальше. Будущее «Эльты» — это центр современной хореографии, место где будет собрано все целое многоликое современное искусство.

Валерия Дьяченкова. Фото медиа-центр «Оранжевый Лис»


© 2020 ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ