Мельпомена не спит!

О возможном несчастливом будущем театра, о влиянии его на подрастающее поколение с участницами образцовой театральной студии «Импровиз».

Всё началось в далёком 534 году до нашей эры, когда древнегреческий афинский поэт Феспид вывел на «сцену» первого представителя профессии «Актёр». Думаю, именно тогда с небес к нам спустилась Богиня театра — Мельпомена, и в тот момент началась «большая театральная игра».

С того момента прошло очень много лет. Обновлённые сцены, не как ринги в древней Греции, бесчисленные составы актёров, тысячи спектаклей, миллионы зрителей. Работе богини театра нет конца и края. Ходить по миру и одаривать, вдохновлять человечество. Конечно же, она не обошла стороной и наш город — Липецк. Даже больше, она немного задержалась.

Двери образцовой театральной студии «Импровиз» Дома Творчества «Октябрьский» открыты! Открыты с 1996 года. А главный, неизменный руководитель театра, Анастасия Романовна Розенберг, на протяжении 24 лет выпускает оттуда новых актёров.

Побывав у ребят — театралов с непривычки может лопнуть голова от их громких, чётких голосов. А ещё эти сотни скороговорок, разминок. «Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что все скороговорки не перескороговоришь, не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь». И так начинается каждое занятие!

Совсем забыла познакомить вас с одними из самых ярких представителей студии «Импровиз». Соня Буслаева и Катя Кононыхина – 16 лет, старожилы студии, посвятившие ей около 10 лет. А Катя вообще хочет отдать свою жизнь на служение театру. После того, как родители, учителя заметили у девочек рвение к искусству, к чтению стихов, отправили их на сцену. Даша Круглова — одиннадцатиклассница, которая готовится к этому страшному этапу жизни (название его повергает в ужас) … к ЕГЭ, но при этом не собирается бросать театр. Состоит в команде только три года, но уже добилась больших успехов – неоднократно становилась победителем конкурсов чтецов. Немаловажно, что все «импровизаторы» имеют несколько грамот за актёрское мастерство.

А что же дали занятия девочкам?

«Репетиции с Анастасией Романовной и ребятами научили меня работать в команде, быть терпеливой, уметь держаться на сцене под светом прожекторов. Я научилась красиво читать любое стихотворение, понимать, где стоит поставить паузу, а где она не нужна. Эти навыки помогли мне повысить свой авторитет в глазах учителей и моей школы» — говорит Даша. А что же скажет старейшина Соня? «Я стала проще выражать свои мысли, развивалось моё воображение. Занятия приносят огромное количество положительных эмоций и опыт, который пригодится в дальнейшем хотя бы для общения с людьми. Благодаря «Импровизу» мы научились справляться со страхом перед публикой, стали более раскрепощенными и уверенными в себе. Даже коленки уже не трясутся перед выходом на сцену!»

Девочки, признавайтесь, были во время выступлений или репетиций непредвиденные страшные или смешные происшествия?

«Каждая репетиция – это сплошные смешные и громкие ситуации. Конечно, в коллективе есть свои «клоуны», которым не терпится поострить, а остальные без стеснения будут смеяться со слезами. А громко от того, что Анастасия Романовна никогда не забывает, что мы собрались не для смеха, а для работы, для искусства. Может и покричать чуть-чуть. Что же касается выступлений, спектакли чаще всего у нас проходят гладко, мы очень тщательно готовимся. Но бывают моменты, когда тебя ставят на роль за пару дней до выступления. Именно тогда начинается самое сложное, потому что нет уверенности в том, что ты сможешь отыграть все так, как нужно. И, естественно, коленки тоже у всех потрясываются так, что текст порою забывается. Чаще всего, выбраться из такой ситуации помогают импровизация и сообразительность всей команды» — рассказывают девочки.

Все люди — актёры. Выбрав роль, идут по жизни в маске, уверенно, статно. Но как же быть тем, кто должен менять «маски» постоянно? Новые персонажи, новые характеры. Правда ли, что от сыгранных ролей можно перенимать себе какие-то качества?

Соня: «Думаю, роли оставляют определённый след на поведении и жизни в какой-то степени. Если дело касается больших спектаклей, требующих десятки репетиций, то каждый из нас перенимает некоторые черты своего персонажа. Часто мы даже пользуются фразами из сценария. Если я сильно погружаюсь в роль, то некоторое время я могу подражать своему герою, хотя сама этого не замечаю. Забавно, когда начинаю вести себя, как Снегурочка. С постоянной сменой ролей не скучно жить, всегда новый характер, повадки».

А есть ли роли, от которых захватывает дух? В которых хочется остаться на всю жизнь?
Даша рассказывает: «Моя любимая роль – роль помещицы Уланбековой в пьесе Островского «Воспитанница». До неё я играла персонажей, у которых нельзя было «разгуляться», показать характер. А Уланбекова – деспотичная женщина, готовая доказывать всем и вся, что есть только Её «правильное» мнение. Другими словами просто — «Бойтесь меня все!» Было очень интересно передавать её эмоции, харизму зрителю».

Но как же быть, если театральное искусство перестаёт пользоваться популярностью у молодёжи? Неужели, этот величайший древний вид искусства скоро забудется окончательно? Катя Кононыхина, которая тоже является одной из старожилов студии, много лет мечтает поступить в театральное училище. Что же она думает по поводу актуальности театра?

«Конечно, человечество шагает вперёд, все больше интересных интернет — развлечений, каналов, блогеров. У человека все меньше работы — его заменяют роботы. Но, мне кажется, театр — это не просто просмотр спектакля, это целый волшебный мир, своеобразная атмосфера, даже запах особенный. Театр показал мне мое будущее. Завлёк и не отпускает, просит с ним оставаться до конца жизни. Надеюсь, со временем люди вернутся к этому многогранному виду искусства хотя бы из-за того, что театр – это всегда о жизни: нашей, вашей, будущей, прошлой. Всегда найдутся сторонники театра, всегда будут люди с душой, любящей искусство, поэтому театр жил, живет и будет жить! Я в этом уверена!»

Весь мир – театр. У девочек «театр» не только внешний мир, но и внутренний. Театральная студия «Импровиз» уже много лет ведёт их по сцене, делая ребят крепче духом и громче словом.

Конечно, пока Мельпомена не спит, театр никуда не исчезнет. Богиня не даст забыть человечеству о красоте речи, об эмоциях тела и души. А теперь Она отправляется дальше по миру, за новыми талантами, новой «большой театральной игрой».

Евгения Козлова. Медиа-центр «Оранжевый лис».


© 2020 ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ