Фотохудожник Владимир Кулик: «Все журналисты — лентяи! Но работают как надо!»

Наш сегодняшний собеседник —  руководитель студии «Оранжевый ЛИС», член Союза журналистов СССР и России,  Союза фотохудожников СССР,   Председатель Липецкой региональной организации Союза фотохудожников России и Президент Гильдии рекламных фотографов Черноземья Владимир  Кулик.

— Владимир Иванович, фотографией вы занимаетесь с детства. А помните свой самый первый снимок?

— Помню первый снимок, который опубликовали в газете с названием «Пламя» — печатном органе района, в котором я жил. Тогда я учился в девятом классе. Первые два моих снимка, появившиеся на газетной полосе были самые банальные. На одном — осенняя аллея, на втором — три, сидящие на ветке, курицы.  До этого я уже публиковался в «Пламени», но это были тексты: новости, зарисовки об уважаемых людях поселка. Помню, как мне приснился сон, что на страницах газеты текст и в углу снимки, один — горизонтальный, другой – вертикальный. На следующий день, по дороге в школу, забегаю на почту, открываю газету и там те два снимка именно так, как я увидел их  во сне!

— Вместе с Елецким фотохудожником Юрием Титовым вы создали известный в России фотоклуб «Елец». Не могли бы вы немного рассказать о нем?

— Я некоторое время жил в Ельце и работал в магазине фототоваров с очень необычным названием «Фотомузыка».  На одном крупном городском мероприятии я увидел выставку фотографий. Уровень съемки меня поразил! Запомнил имя и фамилию фотографа. И вот, однажды, он пришел в тот самый магазин. Именно тогда мы и познакомились с Юрием Николаевичем Титовым. Некоторое время спустя мы решили создать фотоклуб «Елец». Организовали мы его, можно сказать, на лавочке. Позже я посетил семинар в Москве, где познакомился с легендой советской фотографии Львом Асановым. Мне захотелось организовать подобную экспозицию работ нашего фотоклуба. Потом мы решили представить клуб на звание «народный», и получили его. 

— В юности вы занимались легкой атлетикой, выступали на различных соревнованиях, ставили целью участие в Олимпиаде-80… Почему же не выбрали спортивную карьеру?

— Сначала спорт просто захлестнул меня. Неожиданно для себя обнаружил, что я безумно быстро бегаю. Когда только начинал, то практически сразу пробежал на «Первый юношеский», хотя на тот момент был  шестиклассником. Учитель физкультуры сказал: «Если ты будешь этим заниматься, то результат тебя удивит». И знаете, что меня привлекло? То, что можно пропускать школу, чтобы ездить на соревнования (смеется)! Но потом я понял, что это очень приятно, когда тебя награждают, ты обгоняешь кого-то и вся эта спортивная атмосфера, очень увлекает. Позже я стал участвовать во взрослых соревнованиях и посещать сборы. Когда я был в 10 классе, меня привлекало уже не отсутствие на уроках, а мои результаты. Тогда я выполнил норматив «Мастер спорта». Чтобы достичь этого результата  тренировался много и постоянно! Позже я поставил перед собой цель – Олимпиада! На тот момент мне было уже 25 лет. Но тут меня забрали в армию, из-за чего пропустил важные сборы. После армии  поступил в институт, все как-то закрутилось и стало совсем не до спорта. Так что и с Олимпиадой, к сожалению, не сложилось. Но на время ее проведения взял академический отпуск и смотрел игры от и до, не отрываясь.

— Вами была организована детская фотостудия, членами которой были, в том числе, и трудные подростки. Почему  решили с ними работать ?

— Одно время я работал в областной молодежной газете. Сейчас она называется «Молодежный вестник», а тогда — «Ленинец». Позже пришел в областной Дворец культуры, где был фотоклуб «Мгновение». Сначала там занимались только девочки, позже стали приходить абсолютно разные дети, в том числе и  трудные подростки.  Дисциплину приходилось поддерживать военную, но самое главное, они не уходили. Меня так увлекло это общение с ними. Многие из них показывали хорошие результаты, был прогресс! У некоторых ребят было, так называемое, «соревнование» между собой, оно и помогало достигать успеха.

По словам Владимира Ивановича, многие из тех ребят и сейчас серьезно занимаются фотографией. Сам же Кулик, как фотограф, объездил всю страну. Его работы экспонировались в Болгарии, Бельгии, Латвии, Польше, Германии, Италии, Франции, Индии, Испании, Украине, Казахстане.

— Правда ли, что у вас никогда не было персональных выставок в Липецке ?

— Да, это так. В свое время, когда я мог их сделать, психологически не был к этом готов. Понимал, что надо набрать много достойных работ, чтобы показать липчанам, друзьям и коллегам. Потом наступил этап перестройки, и было совсем не до этого. Позже у меня появились возможности, но, к сожалению, все выставочные площадки Липецка стоили больших денег. Я знал, что за эту сумму можно посетить несколько стран, что мне было гораздо интереснее. Потом были времена, когда я стал задумываться, что это вообще не нужно, о чем сейчас немного жалею. Последние три года, меня не покидает мысль организовать выставку, но все снова упирается в деньги.

— В одном из интервью вы сказали, что для постижения тайны цвета нужна целая жизнь. Сегодня вы приблизились к разгадке этой тайны?

— Нет! Я очень часто раньше думал об этом. Чтобы владеть тайнами цвета нужно знать его теорию. Интуитивно этого сделать нельзя. Это моя позиция. Нужно послушать ряд лекций специалистов в области цвета, а еще профессионалов цветной фотографии. Сейчас все снимают на цвет, но есть различия между цветной фотографией и фото на цветном материале. В Липецке я практически не видел таких профессионалов.

— Ваш сын Федор тоже занимался фотографией, его снимок однажды победил на Международном фотоконкурсе. Стала ли фотография его профессией?

— Первые места Федор занимал, когда был маленький. На моей персональной выставке, которая пройдет в Белгороде, есть его снимок. Когда ему было 5-6 лет, он увлекся, а сейчас фотографирует свою дочь, мою любимую внучку. Иногда мы ездим на мероприятия, он снимает, у него хорошая камера. Я подарил ему два объектива, которые он хотел. Но профессиональным фотографом он не стал.

— Сегодня многие журналисты старой закалки сетуют на то, что журналистика изменилась – стала более поверхностной, как и сами молодые журналисты. Вы согласны с этой точкой зрения?

— Если сравнивать то, что было двадцать лет назад с днем сегодняшним, то сейчас журналистики как таковой, нет. Я многому научился сам. Могу сделать макет газеты, практически любую работу редакции могу выполнить. А некоторые молодые журналисты даже не знают, основных информационных жанров. Глубоких и настоящих интервью сейчас практически не найти. Большинство делают все по шаблону, который всем привычен. Журналистика превратилась в утраченный институт.

— А какие личные и профессиональные качества нужны журналисту?

— Человек должен владеть своей профессией, несмотря на возраст, хоть ему 18, хоть 38. Этика журналистики — это непреклонное качество! Профессионализм, эрудиция и порядочность также очень важны. Необходимо постоянно развивать себя, много читать. Нужно уметь общаться с людьми, понимать психологию человека.

— В чем, на ваш взгляд,  плюсы и минусы этой профессии?

Один из главных плюсов, это, безусловно, общение с новыми интересными людьми.  Что касается минусов… Это очень нервная работа, требующая постоянного напряжения.  Люди далеко не всегда  готовы общаться и необходимо «раскрыть», расположить их к себе.  Еще один  минус – дорогостоящая техника. А, в сегодняшней журналистике – совсем не большая, я бы сказал даже «смешная» зарплата, я бы сказал, смешная».

— Какие люди могут сделать хорошую карьеру в журналистике? Это можно определить сразу или талант раскрывается со временем?

— У всех это индивидуально. Необходимо сделать свое увлечение образом жизни, тогда успех обеспечен. Важно не только иметь талант, но и удержать его.

— Британский журналист Дэвид Рэнделл однажды сказал: «Журналист — это самый трудолюбивый лентяй на свете». Вы согласны с этим высказыванием?

— Полностью Все журналисты – лентяи, но работают как надо!».

Какой Вы видите профессию журналиста в будущем?

— Мне кажется, она сильно изменится, в связи с развитием технологий. Но умение писать будет все также необходимо. Сама подача информации, скорее всего, будет совершенно другой. Некая упрощенность с ориентацией на «клиповое» восприятие   присутствует уже сейчас изменится. Но суть все-таки останется той же.

— В одном из интервью вы сказали: «Всю свою жизнь я стремился к тому, чтобы папа мной гордился, чтобы он понял — я не зря выбрал свой жизненный путь».  Вам это удалось?

— Думаю, что да.  Папа видел несколько моих проектов. Однажды он посмотрел фотографии, которые его действительно поразили и он сказал: «Теперь я понял,   что фотография — это искусство!». Снимки были не мои, их прислали из Рижского фотоклуба. Потом я показал ему наши фотографии. Там был снимок, который мне очень нравится. Он называется «Его — папа, мой — дедушка». Я снимал у нас во дворе. Мой дедушка пришел во двор в обычной одежде,  присел на лавочку и решил это запечатлеть. А недавно  разбирал архив и нашел снимок моего отца с моим сыном. Если бы папа был жив, ему бы понравилось!

 

Автор текста — Ангелина Чернышова.

 


© 2020 ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ